Практически все виды грузовых перевозок часто невозможны без использования специализированной техники - автокрана и грузовика, которые выполняют львиную долю работы при организации погрузки и разгрузки. Техника дорогостоящая, бесспорно, но если в смету дополнительно включить услуги грузчиков, перевозка грузов грозит превратиться в солидную статью расходов, часто непосильную даже для крупных фирм и компаний. Кроме того, руководителю предстоит обеспечить слаженность и бесперебойность работы всех звеньев, и это порой в наших условиях представляет немалую проблему.
Цепочка «автокран-грузовик-грузчики» с появлением крана-манипулятора модифицировалась в единую схему грузоперевозки с задействованием только одного вида спецтехники. Так, кран-манипулятор можно устанавливать на платформу любого грузового автомобиля. Манипулятором управляет водитель-оператор: он-то и выполняет самостоятельно всю работу по загрузке и разгрузке. Манипулятор мобилен, маневренность тоже на высоте, и это принципиально важно при использовании спецтехники при возведении малоэтажных зданий в городских условиях. Существует мнение, что уменьшение объемов строительства, снижение потока грузоперевозок снижает спрос на спецтехнику. Такая тенденция не исключается, однако это не относится к крану-манипулятору, поскольку использовать его можно и в качестве эвакуатора, и для перевозки имущества во время переезда.
На Западе уже оценили весь спектр преимуществ КМУ (краноманипуляторной установки): европейцам не нравится создавать проблемы, чтобы потом их героически и с энтузиазмом преодолевать. Западные производители, оснастив каждый пятый грузовой автомобиль краном-манипулятором, приступили к совершенствованию этой и без того функциональной и универсальной спецтехники, приспосабливая ее разными способами для решения комплекса задач. Рынок предлагает и сверхмощные модели с высокой грузоподъемностью, и компактные складывающиеся манипуляторы, предназначенные для работы в мегаполисах при стесненных условиях.
Для отечественных перевозчиков ключевым моментом выбора пока остается цена техники, и далеко не каждый согласится переплачивать за усовершенствованные модели манипуляторов. Более экономичной выглядит покупка подержанного крана-манипулятора корейского производства или более совершенной японской модели, правда, во втором случае водителю придется приспособиться к правостороннему рулевому исполнению.